Никитский мужской монастырь расположен на северной окраине города на берегу Плещеева озера. Монастырь является древнейшей обителью русской земли, по некоторым данным основанный ранее 1186 года. Основал монастырь суздальский князь Борис Владимирович, сын Владимира Красное Солнышко. Князь Борис и его брат Глеб, убитые старшим братом Святополком стали первыми христианскими святыми древней Руси. Во временя правления князя Бориса Владимировича Никитский монастырь был опорным пунктом, где язычников местных фино-угорских племен обращали в христианскую веру.

Обитель носит имя великого мученика Никиты, который жил в IV веке. В то время христианство постепенно распространялось по Европе. Сам Никита был богатым готским военачальником. Увидел он во сне отрока с крестом, а проснувшись, обнаружил на груди у себя икону с изображением Девы с младенцем, в руках которого был крест. Отказался он от язычества и последовал учению Христа. Но после принятия крещения Никита был приговорен язычниками к сожжению. От пламени защитила его та самая икона на груди, которую он носил под своей одеждой. Бросили его тогда на растерзание диким животным. Ночью друг Мариан похитил и похоронил его бездыханное тело. Позже уже христиане поставили на месте могилы храм, названный именем великомученика. Мощи же Никиты обрели способность к исцелению и стали чудотворными.
В Москве в честь святого Никиты названы Большая и Малая Никитские улицы, Никитский переулок, площадь Никитских ворот.

Известным же монастырь стал известен благодаря подвигам другого Никиты – переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим – известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя. Мощи св. Никиты были обретены в XV веке.

До XVI века все постройки обители были деревянными и до наших дней не дошли. Подлинный свой расцвет обители произошел при правлении царя Иоанне Грозном. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями. Стены были выложены из кирпича, скрепленного специальным раствором, а в фундамент были положены крупные валуны. Выступающие вперед из стен башни позволяли из своих бойниц свободно простреливать расстояние от одной башни до другой. Скорее всего готовил тут царь запасную опричную крепость, на случай измены опричников в Александрове или если Александровская слобода потеряет свою надежность. Иоанн неоднократно совершал паломничество в Никитский монастырь. Главный собор Великомученика Никиты (1561-1564) был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его – храм, построенный Василием III в 1520г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.
В смутное время в 1609 году обитель достойно выдержала осаду поляков. Но в 1611 году литовцы, под предводительством пана Яна Сапеги, после двухнедельной осады разорили и сожгли монастырь. В восстановлении монастыря непосредственное участие приняла семья Романовых. Алексей Михайлович, Михаил Федорович, патриарх Филарет преподнесли монастырю ценные подарки. При Алексее Михайловиче в 1645 году были восстановлены башни и стены. Примерно в это же возвели Благовещенскую церковь, которая сохранилась до наших дней. Церковь имеет двухэтажную трапезную и пристроенную шатровую колокольню.
Вторая, более новая колокольня – надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля, за исключением разве что завершений башен, поставленных на месте прежних шатров в том же XIX веке.

В 1918 г. монастырское имущество национализировала Советская власть. В 1923 г. обитель формально ликвидировали, и все ценные предметы передали историческому музею. Всех монахов изгнали из монастыря. В строениях и храмах в разные периоды правления Советской власти располагались всевозможные заведения: обосновался здесь и Дом отдыха для ученых, была и школа, и воинские части, и жилые комнаты, и даже тюрьма. В 1933 г. самым варварским способом был сожжен старинный иконостас Никитского собора. Многие древние архитектурные сооружения, имеющие историческую ценность, были просто уничтожены за эти годы. В 1960-70-е гг. было принято решение отреставрировать Никитский собор. Но, то ли из-за халатного отношения строителей, то ли из-за просчетов архитектора, центральная глава храма рухнула в 1984 году. В 1977 году в пожаре была почти уничтожена Благовещенская церковь. Возрождение обители началось в 90-е годы. Удивительным образом сохранилась в монастыре самая главная святыня – мощи великомученика Никиты Столпника и его вериги.
Осмотрев Никитский монастырь изнутри и снаружи мы решили двигаться дальше. Впереди нас ждала прогулка по Переяславлю-Залесскому.


Все фото кликабельны.
Еще больше фото из поездки можно посмотреть в фотогалерее ниже.